Вопросы викторины Читая сибирскую литературу

Вопросы викторины Читая сибирскую литературу
Уважаемые участники!
Все вопросы разбиты на разделы. Каждый раздел вопросов посвящен какому то писателю. В каждом разделе есть 3 типа вопросов: простой - обозначен синим цветом или *, средней сложности - обозначен зеленым цветом или ** и сложный вопрос, который обозначен красным цветом или ***.
Ответы на вопросы нужно выслать в электронном виде с 10-00 10.04.2014 до 11-00 11.04.2014 по адресам:muzeikniginsk@yandex.ru или info@mir-na-ladoni.ru илипо факсу: 8-383-231-10-68
Оценки за вопросы:
Синий или * – 1 балл
Зеленый или ** – 2 балл
Красный или *** -3 балл
За правильные ответы на все вопросы – приз «Гран-при»
Результаты викторины «Читая сибирскую литературу»На вопросы викторины прислали ответы 11 школ. Из них: школы Доволенского, Купинского и Новосибирского сельского районов Новосибирской области.
Нас расстроило, что ни один участник не ответил на все вопросы, поэтому Гран-При будет ждать следующий конкурс.III место заняли участники, которые набрали 58 баллов:
команда "Эврика" МБОУ СОШ №69 г. Новосибирск
II место заняли участники, которые набрали 59 и 60 баллов:
МКОУ Суздальская СОШ, МКОУ Ярковская СОШ, МБОУ СОШ №69 г. Новосибирск
I место заняла команда МКОУ Купинской школы –интернат, которые набрали – 69 баллов.
Большое спасибо всем участникам электронной викторины. Надеемся, что Вас заинтересовали произведения наших сибирских писателей и поэтов, и Вы будете участвовать в новых наших конкурсах.
Предлагаем ознакомиться с ответами на вопросы электронной викторины. Скачать можно здесь.
А) Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – прозаик, драматург, публицист
1. ***Объясните эпиграф к книге В.Астафьева «Царь-рыба», взятый из стихотворения Н.Рубцова:
«Молчал, задумавшись и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края»
Возможный вариант ответа:
Эпиграф раскрывает тему рассказов «Царь-рыба» о хищническом отношении человека к природным богатствам. Человек должен жить в гармонии с миром природы и людей, не разрушая его. В.П.Астафьев писал : «Человек не только украшает природу, но обязан бережно хранить для будущих поколений богатства земли».
2. *Где происходят события рассказов В.Астафьева «Царь-рыба»? –
На Енисее и его притоках.
3. **Назовите персонажи-антиподы в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба». – Аким - Герцев.
Б) Исаак Григорьевич Гольдберг (1884 – 1939) – прозаик
1. **В романе И.Гольдберга «Поэма о фарфоровой чашке» описывается реконструкция фабрики, которая находилась недалеко от Иркутска и выпускала знаменитый фарфор? Назовите эту фабрику.
– Хайтинская фаянсово-фарфоровая фабрика.
2. ***«Старый монгол крошит в котел дзузан. Костер дышит жаром, вода в котле бурлит…» («Поэма о фарфоровой чашке»). Что такое «дзузан»? – Зеленый чай
3. *Вставьте пропущенное слово: «И, может быть, сердитый баргузин или култук, бороздящие зелено-льдистые воды (Байкала), в какие-то мгновения сливаются, свиваются и мешаются с сухими ветрами, в которых горький запах монгольских пастбищ и теплое дыхание степного солнца». - «Поэма о фарфоровой чашке»
В) Александр Павлович Куликов (1899 – 1984) – прозаик, очеркист, сценарист
1. *О каком море идет речь в повести «Из Андрейкиной жизни»?
- (Об Обском)
2. *Участником какой войны был герой повести «Из Андрейкиной жизни» дед Савватей? –
(Первой мировой войны)
3. *Кому в одном из своих рассказов А.П.Куликов дал прозвище «Чернуха»? – Водяная крыса в одноименном рассказе.
4. **Какой эпизод из жизни автора напомнили ему, поселившиеся во дворе дома ласточки (рассказ «Ласточки»)?
– «Последние дни минувшей войны» (Великой Отечественной войны)
5. *Какой запах писатель Куликов назвал «главным запахом осени»?
– Грибной
6. ***Что называется в Сибири «перволедье»?
–Первый лед на реке, пора лова окуней.
7. **О какой «лесной книге» идет речь в рассказе Куликова «Старый пень»? Что зашифровала в ней природа?
Годовые кольца на пнях деревьев, по которым можно узнать историю жизни дерева, а также получить информацию о прошедших годах окружающего мира
Г) Казимир Леонидович Лисовский (1919 – 1980) – поэт, очеркист
1. **В составе какой северной экспедиции впервые участвовал Н.А.Бегичев? (Н.А.Бегичев участвовал в экспедиции Э.В.Толя, на яхте «Заря» в поисках «Земли Санникова»)
2. **За что правительство Норвегии наградило Бегичева золотыми часами? (Бегичев нашел останки пропавших участников экспедиции Амундсена – Кнудсена и Тессема)
3. **Назовите народности Севера, среди которых жил исследователь Н.А.Бегичев.
(Нганасаны, якуты)
4. **Кто из литераторов Сибири установил точное место захоронения путешественника и исследователя Севера Н.А.Бегичева?
(Сибирский поэт, писатель К. Л. Лисовский)
Д) Николай Яковлевич Самохин (1934 – 1989) - прозаик, публицист
1. *Назовите город, в котором происходят события повести «Где-то в городе, на окраине» Н.Я.Самохина. –
(Сталинск, теперь Новокузнецк Кемеровской области)
2. **Почему отец главного героя повести «Где-то в городе, на окраине» не захотел работать сталеваром?
– Отец предпочитал «вольную, свободную жизнь».
3. *Кем мечтал стать герой повести «Где-то в городе, на окраине»? – Герой повести мечтал стать Ходжой Насреддином.
4. **Почему автор повести «Где-то в городе,..» называет свою мать незаурядным стратегом-воспитателем?
– Она умела объяснить и помочь понять сыну его проступок
5. *«Десятка полтора стихотворений» какого поэта герой повести «Где-то в городе…» знал наизусть?
- Лермонтов
6. *Найдите в тексте повести «Где-то в городе, …» слова автора, посвященные книгам. –
«Скажи мне, какие книги ты читаешь, - и я скажу кто ты. С книгами, как с людьми: можно попасть в хорошую компанию, можно в дурную, а можно вообще остаться без друзей – одному-одинёшенькому».
«Книги формировали нас легче и лучше, чем институты, официально уполномоченные формировать. Они учили честности, прямоте, бескорыстию, справедливости, - не повторяя надоедливо: не ври, не завистничай, не жадничай. Они призывали к действию».
7. *Какой общей темой связаны между собой две автобиографические повести Самохина «Где-то в городе, на окраине» и «Сходить на войну»? Детство героя и Великая Отечественная война.
8. **Кто является главным героем повести «Сходить на войну»?
Отец-солдат.
9. *Вставьте пропущенные слова: «Потом – когда жизнь и годы научили пристальности и пришло понимание войны (как вынужденного тяжелого труда) – я стал убеждать себя, что не имею права писать о боях, ранах, окопах: (ведь сам я в тех окопах) не сидел» (повесть «Сходить на войну»)
10. ***Как вы думаете, почему Н.Самохин решил написать повесть «Сходить на войну»? Приведите строки автора, подтверждающие ваши слова. –
«А время шло. И в мире не становилось спокойнее. И росла цена не только тому большому, что совершил народ, но и тому малому, что сделал каждый. И тяжелел груз на душе. Теперь, мне кажется, я понимаю о чем должен написать. Не о войне – о человеке на войне – о моем солдате…»
11. ***Чем отличается повесть «Сходить на войну» от других произведений отечественной художественной литературы о Великой Отечественной войне?
- Автор говорит в повести о войне, как о тяжелой, вынужденной, обязательной работе. Это звучит уже в названии «Сходить на войну», как будто «сходить на работу».
Е) Георгий Кузьмич Суворов (1919 – 1944) - поэт
1. *Назовите довоенную профессию поэта-фронтовика Г.К.Суворова(Учитель)
2. **Возле какой древней крепости был смертельно ранен Г.К. Суворов? (Иван-город под Нарвой)
3. **Как назывался первый сборник стихов Г.Суворова, изданный в 1944 году?
(Слово солдата)
4. **Кто подготовил и издал в 1944 году первый сборник Суворова?
(Поэты Михаил Дудин и Николай Тихонов)
5. **Почему один из разделов сборника Г.Суворова «Звезда, сгоревшая в ночи» назван «Стихи из полевой сумки»?
(Стихи были написаны на фронте, на случайных листках, нигде до этого сборника не публиковались и хранились в Нарвском музее)
6. *Назовите город, которому поэт Суворов посвятил следующие строки:
«Здесь, где убита в человеке боль,
Где зла и непроглядна тьма,
Приди – дома заговорят с тобой
И загрустят дома…»
(Ленинград)
Ж) Кондратий Никифорович Урманов (1894 – 1976) - прозаик
1. *О каких исторических событиях идет речь в рассказе К.Урманова «Листопад»?
(Гражданская война в Сибири)
2. **Почему автор назвал свой рассказ «Листопад»?
(Действие происходит осенью, а символично – «листопад дней закрывает события в нашей памяти с каждым годом все плотней и плотней»)
3. *О каком памятнике – мемориале идет речь в рассказе Урманова «Сын»?
(Жертвам революции в Новониколаевске)
4. *Почему рассказ называется «Сын»?
(Герой рассказа – сын одного из расстрелянных и захороненных в сквере)
З) Григорий Анисимович Федосеев (1899 – 1968) - прозаик
1. *Почему главного персонажа повести Г.Федосеева назвали «Меченый»?
– В схватке с филином маленький волчонок получил огромный шрам на лбу.
2. **Кто в повести «Меченый» являлся хозяином «богатой страны Бэюн-Куту»? –
Волчья стая Одноглазой.
3. **Почему Одноглазая не позволила Меченому расправится с волком-переярком, оказавшимся на территории её стаи?
– Это был ее старший сын.
4. **Почему «закончила свое существование стая белогрудых волков»?
– Вожак горных баранов, вызвав горный обвал, увлек волчью стаю в пропасть. В живых остались Меченый и Шустрая.
5. *Какое происшествие легло в основу повести Федосеева «Поиск»?– Пожар в лесу, в котором оказалась группа геодезистов.
6. **Как вы думаете, почему писатель Федосеев включил в одну книгу повести «Меченый» и «Поиск»?
– Обе повести о борьбе за жизнь: первая – животных, вторая – людей. Но это и повести-противопоставления. Борьба за жизнь в тайге у животных – сила и жестокость, кто сильнее, тот прав. Главное правило человека в тайге – товарища не бросать, даже, если трудно; готовность всегда прийти на помощь друг другу.
7. **Какой поступок Пашки из Медвежьего лога вызвал у вас наибольшее уважение?
– Пашка бежит в тайгу, чтобы разжечь костры и проложить лыжню в зимовье для путника, потерявшего дорогу.
8. *Дух какого животного особо почитаем эвенками?
– Медведя.
9. ***Кто такой Улукиткан? Кто и почему установил на могиле Улукиткана особый памятник? –
Эвенк Улукиткан – охотник и постоянный проводник геодезистов в тайге, их надежный друг. В память о друге писатель Г.А.Федосеев на его могиле установил своими руками памятник – железобетонный четырехгранный тур, какие строят геодезисты на горных пиках. В него вмонтированы три плиты с надписями: 1) «С тобой, Улукиткан, геодезисты и топографы штурмовали последние белые пятна на карте нашей Родины»; 2) Улукиткан, 1871-1963; 3) «Тебе, Улукиткан, были доступны тайны природы, ты был великим следопытом, учителем, другом». А на могильной плите слова: «Мать дает жизнь, годы – мудрость. Улукиткан»