70 лет Железнодорожному району

16.03.2015

70 лет Железнодорожному району

Первоначально это был просто поселок строителей станции. Затем он слился с поселком строителей моста. Назывался он Александровским, затем – Новониколаевским.
В 1896-м году параллельно с укладкой путей и строительством депо для 6 паровозов и мастерских, возводились водонапорная башня, 10-местная больница, 12 жилых домов для служащих дороги и врачебно-питательный пункт для переселенцев. На средства благотворительности на улице Владимировской была построена школа для детей железнодорожников. Уже через год была достроена станция Обь, и дорога «ожила». Закипела жизнь и в непосредственной близости от железнодорожной магистрали. Строились престижные дорогие дома, открывались клубы, библиотеки, кинотеатры. На Дворцовой (ныне ул. Революции) возникли помпезные здания гостиницы «Метрополитен» и Коммерческого клуба.
В 1903 году поселок Новониколаевск приобрел официальный статус безуездного города. В 1906 году он официально разделился на три района: Привокзальный, Центральный и Закаменский. Это событие и считается официальной датой образования Привокзального (сокращенно Вокзального) района, переименованного в 1936 году в Кагановичский, а в1957 году – в Железнодорожный.
В 20 — 30-е годы прошлого века район начал преображаться и «осовремениваться». На месте деревянных домов возводятся каменные, впервые – многоэтажные. Строится Дворец Труда с самым крупным в городе кинотеатром. На проспекте Сталина, улицах Урицкого, Фабричной, Ленина вырастают престижные жилые дома и административные здания в «сталинском» стиле.
Культурная жизнь района поначалу складывалась из выступлений заезжих знаменитостей, но постепенно наполнялась собственным содержанием. В 1902 году был создан драматический кружок под руководством артиста Г.Соколова. Позже в районе появился первый в городе театр – Сибгосопера, затем театр «Красный факел».
Сегодня район по праву гордится важнейшими объектами жизнеобеспечения города, имеющими огромное значение и для всего региона – Западно-Сибирская железная дорога, железнодорожные станции Новосибирск-главный, Новосибирск-товарный, Новосибирский речной порт, ОАО «Новосибирскэнерго», МУП «Горводоканал», ОАО «Сибирьтелеком». На его территории расположено 12 тысяч предприятий.
Если мысленно представить себе районную доску почета за все 70 лет су- ществования района, то получилась бы она гигантских размеров. Достойное место заняли бы на ней В.К. Жандр – строитель станции Обь; В.П. Редлих
– основатель театра «Красный факел»; Н.А. Лунин – почетный железнодорож- ник, Герой Социалистического Труда; В.С. Манаков – капитан теплохода, Герой Социалистического Труда; А.Х. Алиджанов – инженер, лауреат Государственной премии; А.Д. Крячков – «сибирский зодчий», И.Е. Трубников – начальник Зап- сиба и так далее, и так далее. Наверняка немало места отвели бы на нашей воображаемой доске почета и ныне здравствующим современникам: А.Я. По- кидченко – народной артистке СССР; В.Ф. Маркину – двукратному чемпиону Олимпийских игр; А.И. Сорокиной – врачу, ветерану труда; В.В. Шамову – пи- сателю, общественному деятелю; Я.Р. Розенфельду – учителю физкультуры шко- лы № 10; Н.А. Бирюле – директору Новосибирского областного театра кукол. И этот список можно продолжать достаточно долго.
Железнодорожный – один из престижных и привлекательных для жизни и бизнеса районов города. Сегодня он переживает бурные времена: новые биз- нес-центры, паркхаузы, гостиницы самоуверенно теснят здания-старожилы. Пла- нируется преобразование площади Гарина-Михайловского, на которой «вырас- тет» крытая пешеходная эстакада от нового вокзала до улицы Владимировской, большой подземный торговый центр, торгово-развлекательный комплекс. В этой обновляемости и заключается основной закон жизни – движение вперед.
Н. Секрет

Возврат к списку