Наш троллейбус

04.03.2015

Наш троллейбус

Модернизацией общественного электротранспорта мэрия вплотную начала заниматься 4 года назад. Специалисты подтвердили: трамваи и троллейбусы ещё долго будут востребованы городом. Ведь это – достаточно удобный, привычный и – главное – экологически чистый вид транспорта. Рассчитывали потребности по такой схеме. В Новосибирске сейчас эксплуатируется 330 троллейбусов. С учетом того, что срок службы их в среднем 15 лет, ежегодно город должен был приобретать по 22 новых машины. Но нормативы эти давно не соблюдались. И, если начинать отсчет заново, то теперь в год троллейбусный парк должен обновляться на 30-40 троллейбусов. Давайте посчитаем, во сколько это обойдется городскому бюджету? Это сделать несложно, зная, что стоимость современного троллейбуса 5 с половиной миллионов рублей!
trolleibus.jpg

В среде новосибирских производственников и ученых уже давно созревал план – разработать проект и создать свой троллейбус. И вот мэрия совместно с руководством «Горэлектротранспорта» поддержала инициативу директора ООО «Сибирский троллейбус» Сергея Парфенова: производить в городе собственные машины. На этом предприятии выпускают кузова с рамой, усиленной для эксплуатации в сибирских условиях. А электронное оборудование для троллейбусов разработали и поставляют новосибирские фирмы «Арс-Терм» и «Ирбис». Современная электроника экономит до 40% потребляемой энергии, сводит до минимума трущиеся детали в электроустановках, скорость движения регулируется плавно, троллейбус ездит без прежних рывков и толчков. Что важно для эксплуатационников – тяговый двигатель асинхронного типа почти не изнашивается, лишь изредка надо менять подшипники, а это облегчает управление и обслуживание транспорта, повышает надежность.

Троллейбусы с использованием электроники работают лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Примечательно, что за Уралом подобные модели впервые появились именно в нашем городе. Новосибирские ученые ещё и свое ноу-хау внесли в технологию. Например, для управления приводом и кабиной используются два мощных процессора, соединенные оптоволоконной линией связи. В перспективе это позволит точно рассчитать потребление электроэнергии, обеспечивать диспетчерские функции и управлять электротранспортом на расстоянии. Чем ещё отличается наш сибирский троллейбус от своих «западных» собратьев? Электрооборудование вынесено из-под пола на крышу. Как считает Сергей Парфенов, это уменьшает трудозатраты на техническое обслуживание транспорта. Пассажиры уже отметили, что в салоне тепло, удобнее стали двери, оконные стекла затонированы. В общем, внешний вид нового троллейбуса вполне соответствует современным требованиям.

Понравилась новая машина и водителям. В кабине стало просторнее, все данные о режимах движения и энергопотребления можно считывать с экрана информационного дисплея. Однако, новосибирский мэр Владимир Городецкий поставил перед специалистами задачу: повысить комфортность и создать более оптимальный климат в салоне. Каждая новая модель троллейбуса должна быть более усовершенствованной. И, в частности, сейчас ведется доработка программного обеспечения. Пока на городских маршрутах «трудятся» 4 «наших» троллейбуса, в ближайших же планах мэрии выпуск 24 новых машины.

Есть надежда, что удобный, надежный и экономичный новосибирский троллейбус со временем вытеснит «варягов» сначала у нас, а позже и в других областных и краевых центрах Сибири. Тем более, что заказы новосибирцам оттуда уже поступили.


Журнал НОС, №3/2007 год

Возврат к списку